Заметки

О устройстве храма.

О устройстве храма.

Храм Божий по своему внешнему виду отличается от прочих зданий. Очень часто храм Божий имеет в основании форму креста, ибо Крестом Спаситель избавил нас от власти диавола. Нередко он устраивается в виде корабля, символизируя, что Церковь, подобно кораблю, как Ноев ковчег, ведет нас по морю жизни к тихой пристани в Царстве Небесном. Иногда в основании лежит круг — знак вечности или восьмиугольная звезда, символизируя, что Церковь, подобно путеводной звезде, сияет в этом мире.

Здание храма обычно завершается сверху куполом, изображающим небо. Купол же венчает глава, на которой ставится крест — во славу Главы Церкви Иисуса Христа. Часто на храме ставят не одну, а несколько глав: две главы означают два естества (Божеское и человеческое) в Иисусе Христе, три главы — три Лица Святой Троицы, пять глав — Иисуса Христа и четырех евангелистов, семь глав — семь таинств и семь Вселенских Соборов, девять глав — девять чинов ангельских, тринадцать глав — Иисуса Христа и двенадцать апостолов, иногда строят и большее количество глав.

Над входам в храм, а иногда рядом с храмом, строится колокольня или звонница, то есть башня, на которой висят колокола, употребляемые, чтобы созывать верующих на молитву и для возвещения о важнейших частях совершаемой в храме службы.

Православный храм по внутреннему устройству делится на три части: алтарь, средний храм и притвор. Алтарь символизирует Царство Небесное. В средней части стоят все верующие. В притворе в первые века христианства стояли оглашенные, которые только готовились к таинству Крещения. Ныне в притвор иногда посылают стоять тяжко согрешивших для исправления. Также в притворе можно купить свечи, подать записки для поминовения, заказать молебен и панихиду и т. д. Перед входом в притвор устраивается возвышенная площадка, называемая папертью.

Христианские храмы строятся алтарем на восток — в сторону, где восходит солнце: Господа Иисуса Христа, от Которого воссиял нам незримый Божественный свет, мы называем «Солнцем Правды», пришедшим «с высоты Востока».

 

Каждый храм посвящается Богу, нося имя в память того или иного священного события или угодника Божия. Если в нем несколько алтарей, то каждый из них освящается в память особого праздника или святого. Тогда все алтари, кроме главного, называются приделами.

Самая важная часть храма — алтарь. Само слово «алтарь» означает «возвышенный жертвенник». Он и устраивается обычно на возвышении. Здесь совершаются священнослужителями богослужения и находится главная святыня — престол, на котором таинственно присутствует Сам Господь и совершается таинство Причащения Тела и Крови Господней. Престол представляет собой особо освященный стол, облаченный в две одежды: нижнюю — из белого полотна и верхнюю — из дорогой цветной ткани. На престоле находятся священные предметы, прикасаться к нему могут только священнослужители.

Место за престолом у самой восточной стены алтаря называется горним (возвышенным) местом, оно обычно делается возвышенным.

Налево от престола, в северной части алтаря, стоит другой небольшой стол, также украшенный со всех сторон одеждою. Это жертвенник, на котором приготовляются дары для таинства Причащения.

Алтарь отделяется от среднего храма особой перегородкой, которая уставлена иконами и называется иконостасом. В нем имеется трое врат. Средние, самые большие, называются царскими вратами, потому что через них Сам Господь Иисус Христос, Царь Славы, невидимо проходит в чаше со Святыми Дарами. В эти двери никому не позволено проходить, кроме священнослужителей. Боковые двери — северную и южную — называют еще диаконскими: чаще всего через них проходят диаконы.

Направо от царских врат помещается икона Спасителя, налево — Божией Матери, далее — образа особо чтимых святых, причем справа от Спасителя обычно располагается храмовая икона: на ней изображен праздник или святой, в честь которого освящен храм.

Иконы также размещаются по стенам храма в рамах — киотах, лежат на аналоях — особых столиках с наклонной крышкой.

Возвышение перед иконостасом имеет название солея, середина которой — полукруглый выступ перед царскими вратами — именуется амвоном. Здесь диакон произносит ектении и читает Евангелие, отсюда проповедует священник. На амвоне же преподается верующим и Святое Причастие.

По краям солеи, возле стен, устраиваются клиросы для чтецов и хоров. Подле клиросов ставятся хоругви, или иконы на шелковой материи, повешенные на позолоченных древках и имеющие вид знамен. Как церковные знамена они выносятся верующими при крестных ходах. В кафедральных соборах, а также на архиерейское служение посреди церкви ставится еще амвон архиерейский, на котором архиереи облачаются и стоят при начале литургии, во время молебнов и при некоторых других церковных службах.

В храме имеется еще и канунник, или канун, с изображением распятия и рядами подсвечников. Перед ним служатся заупокойные богослужения — панихиды.

Перед праздничными аналоями и чтимыми иконами стоят подсвечники, на которые верующие ставят свечи. С потолка свисают паникадила со множеством свечей, ныне электрических, зажигаемых в торжественные моменты службы.

Воскресенье 7 февраля.

 Воскресный день, 7 февраля, в храме Николы Ратного начался с молебна, во время которого весь приход молился о всех наших прихожанах. Далее настоятелем священником Вячеславом была отслужена Божественная Литургия. Сегодня, в неделю 36-ю по Пятидесятнице, Православная Церковь чтит память святых новомучеников и исповедников Церкви Русской.

Новомученики В день мученической кончины  в 1918 году митрополита Киевского Владимира Русская Православная Церковь празднует Собор новомучеников и исповедников от безбожной власти за Христа пострадавших. Дата была установлена Всероссийским Поместным собором 1917-18 гг. как день поминовения всех пострадавших за Христа от советского режима. Новые мученики Российские, во главе с безвинно убиенной царской семьёй, засвидетельствовали, что побеждать врагов Божиих можно и нужно смирением, кротостью, любовью и состраданием. Только в день празднования Собора новомучеников и исповедников Российских совершается память святых, дата смерти которых неизвестна. В Соборе новомучеников и исповедников Российских 20 века на начало февраля 2011 года к лику святых поименно причислено более 1770 подвижников.
В нашем храме на сегодняшнюю Литургию собралось много прихожан. Радостное настроение царило в храме, объединяя в единой молитве всех молящихся. Особую радость придавал немалый поток причастников — детей и взрослых — подходящих ко Святой Чаше.
После завершения Богослужения наш настоятель в своей проповеди говорил о подвиге новомучеников и исповедников.

Затем объявил о расписании Богослужений на следующую неделю, рассказал о   приходских событиях. Батюшка пожелал всем собравшимся Божией Помощи и многая и благая лета.
После целования Креста наши маленькие прихожане отправились пить чай и заниматься в воскресной школе. А взрослые прихожане остались служить панихиду по всем усопшим, пострадавшим в годину гонений за веру Христову.

ПАНИХИДА

После короткого перерыва в храме было совершенно Таинство Крещения. К Церкви Христовой присоединилась младенец Вера. Мы желаем ей многая и благая лета.
В 15 часов в храме Богоявления села Баскачи нашим настоятелем с прихожанами был отслужен молебен.
В 17 часов в храме Николы Ратного был отслужен молебен о страждущих недугами винопития , курения и наркомании.

Помоги Господи всем страждущим и их сродникам.

День Ксении Петербургской.

 День Ксении Петербургской. 

6 февраля, в субботу, весь Православный мир отмечает день памяти Святой Блаженной Ксении Петербургской — одной из самых любимых русских святых, Христа ради юродивой. В храме Преображения Господня села Стародуб была совершена настоятелем священником Вячеславом Божественная Литургия.
06,02,16 Святая Блаженная Ксения родилась в первой половине 18 века от благочестивых и благородных родителей. По достижении совершеннолетия Ксения Григорьевна сочеталась браком с придворным певчим, полковником Андреем Фоедоровичем Петровым. На двадцать шестом году жизни Ксении её супруг скончался. Этот неожиданный удар так сильно поразил Ксению, что она сразу как бы забыла всё земное, человеческое, все радости и утехи, вследствие этого многим казалась как бы сумасшедшей. Святая раздала свое имущество и избрала для себя тяжелый путь юродства Христа ради. Она стала жить на улице и нищенствовать, а по ночам удалялась в город и там молилась. Везде, где появлялась блаженная, приход её приносил удачу. Господь наградил её даром пророчества и исцеления. После её преставления (конец 18 века) на её могилу стало приходить множество людей, прося исцеление, помощь в семейных и бытовых затруднениях, прося утешение. В середине 19 века над её могилой поставили часовню, которая стала местом паломничества страждущих.
Со дня кончины Блаженной Ксении прошло около двух веков, однако творимые по молитвам угодницы чудеса не иссякают и народная память о ней не исчезнет. Святая блаженная мати Ксение, моли Бога о нас!

Сегодня в нашем храме собралось много народу. И не удивительно — многие прихожане с верою и большой любовью почитают Святую Ксению Петербургскую и в день ее памяти хотят вместе помолиться ко Господу нашему. В храме было торжественно и спокойно, чувствовался молитвенный настрой прихожан, а от детских улыбок становилось еще теплее, радостнее и уютнее. Литургия прошла молитвенно, спокойно и неспешно. Все желающие смогли исповедаться и Причаститься. В завершении Богослужения в своем пастырском слове наш настоятель поздравил всех прихожан с праздником, а всем Ксениям пожелал небесного покровительства Святой Блаженной Ксении Петербургской. Батюшка говорил о Евангельском чтении на сегодняшний день. Он  предложил всем прихожанам спеть всем нашим Ксениям Многая и Благая Лета. И весь храм дружно запел.
После завершения Богослужения в городском храме в нашей воскресной школе на хоровом отделении педагог Лилия Сергеевна провела с детьми занятие, на котором наши юные дарования постигали азы певческого искусства.

По окончании хоровых занятий с детьми продолжила занятия педагог-художник Маковская Людмила Владимировна. Дети с огромной радостью учатся изобразительному искусству. Слава Богу!

В 17 часов наш настоятель отслужил Всенощное Бдение на неделю 36-ю по Пятидесятнице. После завершения Богослужения наши прихожане пожелали друг другу доброго вечера и разошлись с миром по домам.

Спаси Господи!

Пятница 5 февраля.

Пятница 5 февраля.

В нашем храме продолжились работы по сборке стола для трапезной и вешалки. Продолжается перенос вещей и материалов на склад из четверика.

Вечером наш настоятель посетил районную больницу. А в 18 оо в храме собрался Евангельский клуб. Сегодня участники чтений изучали 3 и 4 главу Евангелия от Иоанна.  Особое место на собрании выделили беседе Господа с самарянкой.

Беседа с самарянкой